…Всё началось с этого письма на портале «ПроШколу»:

  28/02/2012 в 22.35.22:
      « Елена Владимировна, если Вы хотите познакомиться с рабочими материалами нового интернет-проекта по линии `Россия-Зальцбург` и принять участие в обсуждении, напишите мне…, и я вышлю Вам текст в редакции на сегодняшний день. К сожалению, к почте на портале текст не прикрепляется. С уважением,  С.Л.»
            Метод проектов нашел широкое применение в нашей гимназии уже давно. Главным образом потому, что он  позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить теорию к практике, генерируя при этом новые идеи.            
            Поэтому я сразу же поговорила о новом проекте с коллегами и с  учениками.  Мы вместе изучили «Положение…», цели проекта, предлагаемую тему, пути её раскрытия. Соотнесли меру сложности проекта со своими желаниями и возможностями.  И очень заинтересовались. Каждый – по-своему.
            Любой современный учитель, а уж тем более учитель нашей гимназии, стремится  приобщить учеников к мировой и отечественной культуре, постоянно включая их в диалог культур. На уроках родной и иностранной речи – углублённо, средствами языка.
             Подумав и взвесив, мы, педагоги,  поняли, что именно через проект «Линия соединения» чётко просматривается и повышение мотивации к овладению речью,  и  формирование новых коммуникативных умений, и активизация имеющихся  навыков  речевого взаимодействия. Учителя иностранных языков (немецкий и английский) как самое главное для них в проекте отметили  развитие творческих способностей и умений  учащихся самостоятельно использовать иностранный  язык в реальной, рождённой жизнью, а не в искусственно сконструированной  на уроке ситуации.    В проекте понравилось и то, что он позволяет комбинировать навыки индивидуальной и групповой работы. Что рождает глубинное,  многослойное  чувство единения: единение учителя (в том смысле, как его толкует проект) и ученика,  единения в одной  личности её разных сторон и качеств, единения человека и общества, единения культур. Таким образом, проект эффективно и многосторонне работает на идею культурной толерантности.  Он рождает чувство радости от многообразия мира, углубляет понимание  блага от взаимопостижения культур, от общения их носителей,  от совместного развития; увлекает, одаривает ощущением важности и нужности всех твоих интересов, знаний и талантов для тебя самого и для  общества в целом. Одним словом, культурологический подход, на котором строится международный проект «Линия соединения», ориентирован и на личность каждого его участника в отдельности,  и на результат совместной деятельности всех участников проектного коллектива: учащегося и педагога; ученика и ученика; педагогов, родителей и постоянно расширяющегося круга друзей проекта; проектного коллектива и общества. Что очень важно - проект предлагает опыт практического воплощения мечты, опыт выстраивания жизни как линии соединения поступков, преображающих действительность.  Проект приглашает убедиться, что «жизнь – это  всего лишь то, во что мы сами её превращаем».  И укрепить свои позитивные намерения, обрести необходимые умениях.
           Так, со своих профессиональных колоколен,  размышляли о проекте мы, педагоги. Между тем, шло и практическое освоение линии соединения Австрии и России.
           Когда узнали, что Зальцбург ежегодно посещает около двух миллионов туристов и добрая четверть их приезжает из России, то подумалось: «Но ведь в  страну и город Моцарта россиян  привлекают не только окрестные горнолыжные трассы!» Хотя, увы, российские туристические сайты рекламируют прежде всего спортивно-туристические прелести альпийских отрогов.  Лицеистов, не согласных с таким узким  видением Зальцбурга, увлекла идея подготовить  для туристов справочник «Знаете ли вы, что…?», раскрывающий через судьбы людей и их удивительные дела историю многовековых хитросплетений культур нашей страны, Австрии и Зальцбурга.
           Углубившись в тему при помощи компьютерных поисковых систем (владение ими – одна из программных задач нашего математического лицея,   которую удачно актуализировал проект «Линия соединения»), мы все – не только учащиеся, но и учителя – были поражены увлекательностью, изобилием  и значимостью представших перед нами сведений. Найденный материал вдохновил многих и на собственное эстетическое творчество – цепная реакция «Линии соединения» заработала, что называется, с пол-оборота!  Так, один ученик создал к стихотворениям Георга Тракля замечательные, на наш взгляд, художественные иллюстрации и выложил свою работу на „YouTube".  И -  первая публикация стала началом серии взрывов творческой активности других участников проекта: детей и взрослых.  Предпразднование фестиваля ещё далеко от финального торжества, а представленных в школе и выложенных в Интернете интереснейших персональных работ уже не один десяток, и их поток нарастает!
          В учащихся и педагогах нашего математического лицея прекрасно уживаются обе стороны: и «физиков», и «лириков».  Вы легко убедитесь в этом, познакомившись с программой (перейдите как по ссылке) нашей работы по проекту. Над ней трудился сообща весь проектный коллектив: идеи и предложения генерировались и педагогами, и учениками, и присоединившимися к проекту семьями, и растущим кругом друзей проекта. Посмотрите, как вдохновенно, творчески, свободно и далеко шагнули за рамки «узкой специализации по предмету» современные  математически одарённые дети.  В программе их выступлений  -  и музыкальные номера, и различные викторины, и интеллектуальные беседы, и газетная  публицистика, и театрализованные выступления, и художественно-изобразительное, и личное поэтическое творчество. И всё это гармонично уживается: математический склад ума, прекрасное владение современной компьютерной техникой, смелость и красота  самовыражения и готовность дать широкий доступ к своему внутреннему миру.  Таково неоспоримое преимущество проектных работ: они соединяют воедино все виды знаний и грани личности, совмещают теорию с практикой её применения, стимулируют личное и коллективное творчество, щедро радуют открытием мира и себя.
            «Линия соединения» стала для взрослых и юных участников проекта вдохновляющей ступенькой роста. Это произошло  благодаря особым целям проекта: стимулированию выхода творческой деятельности на уровень креативности, формированию коммуникативных компетенций, чёткому ориентированию проектной деятельности на её практическое применение в жизни.
              А теперь, если позволите, -  дополнительный, личный штрих к восприятию  «Линии соединения». Последняя из упомянутых  целей  предоставила  повод снова вернуться к давно интересующим меня  педагогическим теориям Рудольфа Штайнера – выдающегося австрийского педагога-философа, основателя Вальдорфской школы – и во многом созвучному ему творческому наследию К.Д. Ушинского.
            Рудольф Штайнер считал необходимым учить детей применять получаемые ими знания в решении практических задач. Все, что ребенок познает теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как  сможет применить свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем. «Педагог не должен забывать, что дух наш питается идеями, тело — материальной пищей, а душа и все ее способности — деятельностью творческой.  Дать человеку деятельность, которая бы наполнила  его душу и могла бы наполнять ее вечно —  вот истинная цель воспитания, цель жизни,   потому что цель эта — сама жизнь!» - писал К.Д. Ушинский.  Вчитайтесь в эти знакомые слова: «умственные способности», «систематизированный материал», «применять знания», «решение практических задач и проблем», «должен уметь» - почти как в наших современных ФГОСах!
            Размышления на эту тему  легли в основу начатых мной педагогических заметок  «Учимся вместе с миром, а не только изучаем его»  и  «Реально ли работать  над международным проектом в российской школе?»  (Познакомиться с материалами подробнее Вы можете, нажав на названия статей и перейдя к ним как по ссылкам.)
            Возможно, что материал,  который будет накоплен  в процессе фестивального этапа  «Линии соединения»,  послужит практической базой для углублённой разработки наметившейся педагогической темы. Решение об этом будет принято при переходе к конкурсной части, в  которой, можем сказать уже сейчас, мы непременно примем творческое участие.
             Ура! Вот и нашлась главная линия соединения – это творчество!
             Вторая, не менее важная линия  соединения – это февраль! « Почему?» - спросите Вы. Объясню: письмо получила в феврале, и Ушинский, и Штайнер, и Литвиненко, да и Токарева  родились в феврале! Разве это случайность? Может, для кого-то это и мелочи; но февраль, твердила я себе, богат  рождением творческих личностей: Ушинский, Штайнер, Литвиненко, Токарева.… А почему бы и нет? Это - тоже линия соединения!
Третья линия соединения  культуры Австрии и России – мы сами, педагоги, да ещё думающие о проектах! Ушинский, Штайнер, Литвиненко, Токарева: те, великие, думали об этом тогда, а мы со Светланой Витальевной - сейчас!
              Вот так соединилась  Австрия и Россия!  Вот так началась работа над международным проектом «Линия соединения»! И она, эта  л и н и я,  будет способствовать культурному развитию участников проекта, формировать их коммуникативные компетенции, содействовать успешному росту и расширению международного проектного движения!

Успехов тебе, «Линия соединения»!
Токарева Е.В., Литвиненко С.В.                
                                                            

                linea — буквально льняная нить.

            Года два назад, на заседании Методического Объединения учителей английского языка, при распределении методических тем я выбрала тему « Разработка интегрированных групповых проектов как условие формирования социальной компетентности гимназистов».
             А в январе 2012 года мне посчастливилось познакомиться на портале http://www.proshkolu.ru с  Литвиненко Светланой Витальевной, она уже в то время с командой единомышленников работала над созданием Международного проекта "ЛИНИЯ СОЕДИНЕНИЯ".
            Меня заинтересовало в названии проекта слово «ЛИНИЯ», да, и это неслучайно, ведь я работаю в математической гимназии, где постоянно сталкиваешься с математическими терминами.  С точки зрения геометрического понятия ЛИНИЯ - это черта.
              От  латинского  linea — буквально льняная нить.  Кстати, лен хорошо служит человечеству около десяти тысяч лет, да и крепко связывает наши три страны: Австрию-Украину – Россию через льняное производство. А знаете ли Вы, что льняная ткань самая прочная, и, между прочим,  каждая нить  состоит из 360 волокон.  Думаю, что настолько же будет прочна  наша проектная  ЛИНИЯ.

              Руководитель проекта "Многоголосие культур": Токарева Е.В.       
      
     


Форма входа

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 28
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0