…Всё началось с этого письма на портале «ПроШколу»:
28/02/2012 в 22.35.22:
« Елена Владимировна, если Вы хотите познакомиться с рабочими материалами нового интернет-проекта по линии `Россия-Зальцбург` и принять участие в обсуждении, напишите мне…, и я вышлю Вам текст в редакции на сегодняшний день. К сожалению, к почте на портале текст не прикрепляется. С уважением, С.Л.»
Метод проектов нашел широкое применение в нашей гимназии уже давно. Главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить теорию к практике, генерируя при этом новые идеи.
Поэтому я сразу же поговорила о новом проекте с коллегами и с учениками. Мы вместе изучили «Положение…», цели проекта, предлагаемую тему, пути её раскрытия. Соотнесли меру сложности проекта со своими желаниями и возможностями. И очень заинтересовались. Каждый – по-своему.
Любой современный учитель, а уж тем более учитель нашей гимназии, стремится приобщить учеников к мировой и отечественной культуре, постоянно включая их в диалог культур. На уроках родной и иностранной речи – углублённо, средствами языка.
Подумав и взвесив, мы, педагоги, поняли, что именно через проект «Линия соединения» чётко просматривается и повышение мотивации к овладению речью, и формирование новых коммуникативных умений, и активизация имеющихся навыков речевого взаимодействия. Учителя иностранных языков (немецкий и английский) как самое главное для них в проекте отметили развитие творческих способностей и умений учащихся самостоятельно использовать иностранный язык в реальной, рождённой жизнью, а не в искусственно сконструированной на уроке ситуации. В проекте понравилось и то, что он позволяет комбинировать навыки индивидуальной и групповой работы. Что рождает глубинное, многослойное чувство единения: единение учителя (в том смысле, как его толкует проект) и ученика, единения в одной личности её разных сторон и качеств, единения человека и общества, единения культур. Таким образом, проект эффективно и многосторонне работает на идею культурной толерантности. Он рождает чувство радости от многообразия мира, углубляет понимание блага от взаимопостижения культур, от общения их носителей, от совместного развития; увлекает, одаривает ощущением важности и нужности всех твоих интересов, знаний и талантов для тебя самого и для общества в целом. Одним словом, культурологический подход, на котором строится международный проект «Линия соединения», ориентирован и на личность каждого его участника в отдельности, и на результат совместной деятельности всех участников проектного коллектива: учащегося и педагога; ученика и ученика; педагогов, родителей и постоянно расширяющегося круга друзей проекта; проектного коллектива и общества. Что очень важно - проект предлагает опыт практического воплощения мечты, опыт выстраивания жизни как линии соединения поступков, преображающих действительность. Проект приглашает убедиться, что «жизнь – это всего лишь то, во что мы сами её превращаем». И укрепить свои позитивные намерения, обрести необходимые умениях.
Так, со своих профессиональных колоколен, размышляли о проекте мы, педагоги. Между тем, шло и практическое освоение линии соединения Австрии и России.
Когда узнали, что Зальцбург ежегодно посещает около двух миллионов туристов и добрая четверть их приезжает из России, то подумалось: «Но ведь в страну и город Моцарта россиян привлекают не только окрестные горнолыжные трассы!» Хотя, увы, российские туристические сайты рекламируют прежде всего спортивно-туристические прелести альпийских отрогов. Лицеистов, не согласных с таким узким видением Зальцбурга, увлекла идея подготовить для туристов справочник «Знаете ли вы, что…?», раскрывающий через судьбы людей и их удивительные дела историю многовековых хитросплетений культур нашей страны, Австрии и Зальцбурга.
Углубившись в тему при помощи компьютерных поисковых систем (владение ими – одна из программных задач нашего математического лицея, которую удачно актуализировал проект «Линия соединения»), мы все – не только учащиеся, но и учителя – были поражены увлекательностью, изобилием и значимостью представших перед нами сведений. Найденный материал вдохновил многих и на собственное эстетическое творчество – цепная реакция «Линии соединения» заработала, что называется, с пол-оборота! Так, один ученик создал к стихотворениям Георга Тракля замечательные, на наш взгляд, художественные иллюстрации и выложил свою работу на „YouTube". И - первая публикация стала началом серии взрывов творческой активности других участников проекта: детей и взрослых. Предпразднование фестиваля ещё далеко от финального торжества, а представленных в школе и выложенных в Интернете интереснейших персональных работ уже не один десяток, и их поток нарастает!
В учащихся и педагогах нашего математического лицея прекрасно уживаются обе стороны: и «физиков», и «лириков». Вы легко убедитесь в этом, познакомившись с программой (перейдите как по ссылке) нашей работы по проекту. Над ней трудился сообща весь проектный коллектив: идеи и предложения генерировались и педагогами, и учениками, и присоединившимися к проекту семьями, и растущим кругом друзей проекта. Посмотрите, как вдохновенно, творчески, свободно и далеко шагнули за рамки «узкой специализации по предмету» современные математически одарённые дети. В программе их выступлений - и музыкальные номера, и различные викторины, и интеллектуальные беседы, и газетная публицистика, и театрализованные выступления, и художественно-изобразительное, и личное поэтическое творчество. И всё это гармонично уживается: математический склад ума, прекрасное владение современной компьютерной техникой, смелость и красота самовыражения и готовность дать широкий доступ к своему внутреннему миру. Таково неоспоримое преимущество проектных работ: они соединяют воедино все виды знаний и грани личности, совмещают теорию с практикой её применения, стимулируют личное и коллективное творчество, щедро радуют открытием мира и себя.
«Линия соединения» стала для взрослых и юных участников проекта вдохновляющей ступенькой роста. Это произошло благодаря особым целям проекта: стимулированию выхода творческой деятельности на уровень креативности, формированию коммуникативных компетенций, чёткому ориентированию проектной деятельности на её практическое применение в жизни.
А теперь, если позволите, - дополнительный, личный штрих к восприятию «Линии соединения». Последняя из упомянутых целей предоставила повод снова вернуться к давно интересующим меня педагогическим теориям Рудольфа Штайнера – выдающегося австрийского педагога-философа, основателя Вальдорфской школы – и во многом созвучному ему творческому наследию К.Д. Ушинского.
Рудольф Штайнер считал необходимым учить детей применять получаемые ими знания в решении практических задач. Все, что ребенок познает теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как сможет применить свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем. «Педагог не должен забывать, что дух наш питается идеями, тело — материальной пищей, а душа и все ее способности — деятельностью творческой. Дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу и могла бы наполнять ее вечно — вот истинная цель воспитания, цель жизни, потому что цель эта — сама жизнь!» - писал К.Д. Ушинский. Вчитайтесь в эти знакомые слова: «умственные способности», «систематизированный материал», «применять знания», «решение практических задач и проблем», «должен уметь» - почти как в наших современных ФГОСах!
Размышления на эту тему легли в основу начатых мной педагогических заметок «Учимся вместе с миром, а не только изучаем его» и «Реально ли работать над международным проектом в российской школе?» (Познакомиться с материалами подробнее Вы можете, нажав на названия статей и перейдя к ним как по ссылкам.)
Возможно, что материал, который будет накоплен в процессе фестивального этапа «Линии соединения», послужит практической базой для углублённой разработки наметившейся педагогической темы. Решение об этом будет принято при переходе к конкурсной части, в которой, можем сказать уже сейчас, мы непременно примем творческое участие.
Ура! Вот и нашлась главная линия соединения – это творчество!
Вторая, не менее важная линия соединения – это февраль! « Почему?» - спросите Вы. Объясню: письмо получила в феврале, и Ушинский, и Штайнер, и Литвиненко, да и Токарева родились в феврале! Разве это случайность? Может, для кого-то это и мелочи; но февраль, твердила я себе, богат рождением творческих личностей: Ушинский, Штайнер, Литвиненко, Токарева.… А почему бы и нет? Это - тоже линия соединения!
Третья линия соединения культуры Австрии и России – мы сами, педагоги, да ещё думающие о проектах! Ушинский, Штайнер, Литвиненко, Токарева: те, великие, думали об этом тогда, а мы со Светланой Витальевной - сейчас!
Вот так соединилась Австрия и Россия! Вот так началась работа над международным проектом «Линия соединения»! И она, эта л и н и я, будет способствовать культурному развитию участников проекта, формировать их коммуникативные компетенции, содействовать успешному росту и расширению международного проектного движения!
Успехов тебе, «Линия соединения»!
Токарева Е.В., Литвиненко С.В.
linea — буквально льняная нить.
Года два назад, на заседании Методического Объединения учителей английского языка, при распределении методических тем я выбрала тему « Разработка интегрированных групповых проектов как условие формирования социальной компетентности гимназистов».
А в январе 2012 года мне посчастливилось познакомиться на портале http://www.proshkolu.ru с Литвиненко Светланой Витальевной, она уже в то время с командой единомышленников работала над созданием Международного проекта "ЛИНИЯ СОЕДИНЕНИЯ".
Меня заинтересовало в названии проекта слово «ЛИНИЯ», да, и это неслучайно, ведь я работаю в математической гимназии, где постоянно сталкиваешься с математическими терминами. С точки зрения геометрического понятия ЛИНИЯ - это черта.
От латинского linea — буквально льняная нить. Кстати, лен хорошо служит человечеству около десяти тысяч лет, да и крепко связывает наши три страны: Австрию-Украину – Россию через льняное производство. А знаете ли Вы, что льняная ткань самая прочная, и, между прочим, каждая нить состоит из 360 волокон. Думаю, что настолько же будет прочна наша проектная ЛИНИЯ.
Руководитель проекта "Многоголосие культур": Токарева Е.В.